Как город и округ могут воздействовать на управляющие компании, чтобы те вкладывали средства в энергосбережение? – Вообще есть два рычага воздействия – экономический и административный. Если правильно построена работа управляющей компании, ей выгодно заниматься энергосбережением.
Так, новые лифты сберегут до 30–40% электроэнергии, а оборудованные системой рекуперации (обратное возвращение электроэнергии) – до 70%. Многотарифные счетчики, ограничители по воде – все это вместе увеличивает прибыль компании при ее же затратах на совершенствование систем ресурсоснабжения дома.
Мышление должно поменяться, мы от старого ЖЭКа должны прийти к управляющей компании – качественно новому уровню содержания жилищного фонда. И уже есть те, кто смог перестроиться. Например, ООО «Соколиная гора». Они за последние два года восстановили все системы дымоудаления и противопожарной автоматики без рубля бюджетных средств. За свой счет поменяли кабины лифтов. На этот год запланировано отремонтировать 100 подъездов. Миллион, вложенный в систему современного освещения мест общего пользования с ремонтом электрощитовых, окупился для этой компании уже через девять месяцев. Каждый такой шажок – серьезное продвижение к энергосбережению.
Чтобы ускорить этот процесс, мы используем административный рычаг: требуем, чтобы не менее 10% общей прибыли управляющие компании направляли на энергосбережение, и они будут перед нами отчитываться. Город имеет на это право, поскольку платит жителям субсидии, которые идут через такие компании. Мы не вынуждаем их тратить лишние деньги, а заставляем работать более эффективно для получения ими же прибыли. Это уже не советский, а рыночный подход. Привыкнув, управленцы начнут сами вкладывать средства в энергосбережение, поняв, что это выгодно.