Согласно украинскому законодательству, жильцы обязаны оплачивать только те услуги, которые ЖЭК предоставлены в полном объеме, в установленный срок и надлежащего качества. При этом тарифы на услуги устанавливаются после утверждения местными исполнительными комитетами.
Если услуги не предоставляются должным образом и ЖЭК не выполняет свои обязательства, жильцы имеют право предпринять следующие действия.
Выбранный собранием жильцов представитель должен в письменном виде потребовать от руководителя ЖЭК предоставить план выполнения соответствующих работ по обслуживанию дома. В плане (на месяц, полугодие, год) должны быть указаны виды работ и сроки их проведения. После выполнения работ представитель подписывает соответствующий документ – «Акт приемки работ»(2 форма). Теперь оплату производить необходимо только в случае наличия такого акта.
Если же письменное требование представителя жильцов остается без ответа, то необходимо сохранить почтовое уведомление о вручении этого письма ЖЭК и через полгода (если представителем не был подписан ни один акт приемки), жильцы имеют право обратиться в суд. В суде можно требовать компенсации и морального, и материального ущерба от Исполкома и ЖЭК. От Исполкома требовать компенсаций через суд жильцы имеют право только при условии вручения письменного требования представителям Исполкома и наличия соответствующего почтового уведомления о получении ими этого требования.
Кроме того, рекомендуется всем жильцам сохранить документы, которые подтверждают материальные траты на оплату услуг, связанных с ремонтом подъезда, его уборкой, мойкой стекол в подъезде (что по закону должно осуществляться два раза в год) и другими подобными работами. Кабинетом Министров утвержден список минимальных услуг. Если любой вид работ не выполняется в одной квартире, то это является поводом для уменьшения тарифов всем жильцам подъезда.