Население давно махнуло на ЖКО. «Возьмите наши 20 (30-40-50-60) грн., и отстаньте!», — примерно так думают тысячи шосткинцев, когда рассчитываются за услуги коммунальников. Подавляющее большинство из них абсолютно не знает, за что платит. Просто платит… Люди привыкли: проблемы, возникающие в доме — это их проблемы. В конце 90-х частные ЖКО пришли на смену единому жилищно-эксплуатационному управлению. Шостка стала одним из первых городов в Украине, кто пошел по такому пути. Предпринимателям передали на обслуживание местный жилищный фонд, и они взялись за дело. Жаль только, методы работы и менталитет остались прежними. По-сути, ведь ничего не изменилось, а людям хотелось увидеть реальные плоды реформ.
Спустя несколько лет, коммунальники хором стали стенать, что тариф очень низкий и не дает нормально хозяйствовать. Действительно, стоимость услуг, которые предоставляли ЖКО, не менялась 7 лет подряд. В 2006 г. утверждены дифференцированные тарифы, в марте 2007 г. исполком установил для каждого дома определенный размер квартирной платы. ЖКО должны были сделать перерасчет квартплаты, исходя из фактически предоставленных населению услуг. Также в течение нескольких месяцев жилищно-коммунальные предприятия обязали заключить договора с потребителями. Этот процесс идет до сих пор… Договор же является правовой основой, на которой строятся отношения между ЖКО и потребителем. В нем четко расписаны права и обязанности сторон, кроме того, оговорен перечень услуг, предоставляемых предприятием, их часть в тарифе. Другими словами, человек знает, за что платит.
Начальник управления жилищно-коммунального хозяйства (УЖКХ) Николай Труханский говорит, что лишь 25% шосткинцев имеют договора с ЖКО (это по самым оптимистическим подсчетам). «Сложно заключать договора, люди у нас очень пассивные», — отмечает Николай Николаевич. Однако получается, это выгодно жилищно-коммунальным предприятиям, ЖКО может спокойно почивать на лаврах…
Как заставить ЖКО работать?
Чего не хватает жилищно-коммунальным предприятиям для результативной работы? «Мягко говоря, ответственности, грубо говоря, совести», — считает начальник УЖКХ. По его мнению, ЖКО ничто не мешает эффективно трудиться, чтобы население видело их старания. Труханский приводит пример Сум, где на каждом подъезде вывешивают информацию о том, что уже сделано и что будет сделано коммунальниками, перечень составляющих тарифа. «Только договора могут заставить ЖКО работать», — убежден Николай Николаевич. Вправе ли человек отказаться от услуг нерадивого жилищно-коммунального предприятия и не платить квартплату? По словам Труханского, нет. 50% жильцов дома имеют право принять решение о создании объединения совладельцев многоквартирных домов (ОСМД) и самостоятельно обслуживать свой дом, заключая договора с конкретными исполнителями работ. Наш собеседник полагает, что
будущее именно за ОСМД.
Депутат горсовета Андрей Кочаток абсолютно не согласен с подобной точкой зрения: «В городе 600 домов, это значит нужно 600 директоров ОСМД, 600 бухгалтеров и т.д.». Труханский, правда, подчеркивает, что никаких дополнительных единиц не надо – достаточно старшего по дому (объединению нужно заключить договор на обслуживание с тем же ЖКО и его контролировать). Работу ЖКО, уверен Кочаток, можно настроить, но необходимо ввести практику отчетов предприятий перед жильцами каждого дома (хотя бы раз в полгода). Людям должны четко сказать, сколько денег от них получено и как они потрачены, что конкретно сделано. Андрей Аркадьевич выступает за то, чтобы горисполком провел и обнародовал сравнительный анализ деятельности ЖКО. Он покажет реальное положение дел. Кочаток считает, что коммуналка в Шостке «на ручном управлении» мэрии: местной власти выгодно не отладить работу всей системы, а лишь в отдельных случаях «разруливать» ситуации с жалобщиками, обивающими пороги высоких кабинетов, создавая себе дешевый авторитет и популярность. Депутат приводит нехитрую арифметику. Оказывается, за свои деньги ЖКО обязан ежегодно ремонтировать 10% подъездов, крыш и т.д., все что свыше – за государственные. Логика нашего собеседника предельно проста: если каждый год ремонтировать 10% подъездов, то за десятилетие все они должны быть в нормальном состоянии…
Директор ООО «Жилкомсервис» — одного из частных ЖКО – Олег Ковалев не думает, что панацеей станут отчеты коммунальников перед жильцами домов. По его мнению, лучше смотреть на конечный результат: нет заявок, следовательно, предприятие эффективно выполняет свои функции. Ковалев дал дельный совет тем, кто хочет проучить ЖКО, который плохо работает. К примеру, вам действительно не оказываются отдельные виды услуг. Пишите заявление, регистрируйте его в ЖКО или оправьте туда заказным письмом и можете не платить за соответствующие услуги. Когда накопится долг, на вас подадут в суд, однако заявление будет железным аргументом в вашу пользу.
Смотря на идеальный порядок в Куйбышевском микрорайоне, кажется, что к ЖКО казенного завода «Импульс» у населения нет никаких претензий. Руководитель жилищно-коммунального отдела предприятия Владимир Ляшко утверждает: это не так. Он говорит, что всегда находятся те, кто не доволен ЖКО. Люди не владеют законодательством, не имеют понятия в ценах. Обращаются жильцы: «Что вам стоит поставить лавочку, это ж четыре доски?!». Владимир Всеволодович объясняет: одна лавочка сейчас обходится около 350 грн… Ляшко убежден, что о любом ЖКО никогда не скажут хорошо, поскольку в нашей стране в коммуналке, сельском хозяйстве и здравоохранении разбираются все. Если не нравится ЖКО – создавайте ОСДМ и обслуживайте свое жилье сами. Кстати, Владимир Всеволодович тоже считает, что будущее за объединениями совладельцев многоквартирных домов. Коллегам из частных ЖКО Ляшко не завидует. По его отделу начисление квартплаты составляет 80 тыс. грн., а фонд зарплаты – около 300 тыс. грн. Если б не поддержка завода, было бы обычное рядовое ЖКО. Интересно, тогда в Куйбышевском микрорайоне стало б меньше порядка?
Любопытная информация: по данным начальника УЖКХ все частные ЖКО города прибыльны и убытков не показывают…
Депутат горсовета два года «воюет» с ЖКО
Депутат горсовета Виктор Мозолевский не собирается мириться с бездеятельностью предприятия, обслуживающего дом, в котором он проживает. В конце 2006 г. Виктор Владимирович направил письмо директору ЖКО, где в 10-дневный срок просил заключить договор о предоставлении услуг. Долгожданный документ он получил только летом 2007 г. и направил протокол разногласий, где предложил исключить услуги, которые не выполняются. Депутат не собирается платить «за воздух». Он рассказал, что подъезд жильцы ремонтировали за свои средства, кровлю – тоже. ЖКО не смог даже нормально поменять кабель (который опять-таки был куплен за деньги жителей дома): что-то напортачили, и в итоге, у Мозолевского сгорела бытовая техника. Как вы понимаете, ремонтировать пришлось самостоятельно…
Ответ на протокол разногласий Виктор Владимирович ждет и поныне. За услуги ЖКО принципиально платит по старым тарифам. «Я до сих пор не могу добиться, за что плачу», — объясняет он свое решение. Иска со стороны предприятия не боится, более того, не прочь встретиться в суде. Депутат городского совета считает, что граждане сами должны выбирать ЖКО. Тогда возникнет конкуренция, которая вынудит коммунальников «шевелиться»: «Нормальный «частник» будет бороться за своих клиентов. Это самый надежный вариант».
Между прочим, не только Мозолевский не знает, за что платит своему ЖКО. Подобное мнение в интервью ВОВРЕМЯ высказали другие наши собеседники — депутат горсовета Андрей Кочаток и начальник УЖКХ Николай Труханский. Так за что мы все-таки платим жилищно-коммунальным предприятиям?